- Идзумо Оясиро-кё
Идзумо Оясиро-кё («учение Великого храма Идзумо»), синтоистская секта. Другое название Тайся-кё.
В 1873 верховный жрец большого храма Идзумо Сэнгэ Накатоми (18451917) основал религиозную ассоциацию, существовавшую при храме, но организационно от него независимую. В 1882 Идзумо Оясиро-кё было признано японским правительством в качестве независимой синтоистской секты. Верования провинции Идзумо изначально существенно отличались от официального синтоизма, что и послужило основой для формирования при храме Идзумо самостоятельного религиозного направления. Божество этого храма Окунинуси-но ками («Бог хозяин земли») стало верховным богом секты Идзумо Оясиро-кё. В её представлении первая синтоистская космогоническая триада богов и Аматэрасу иерархически подчинена Окунинуси-но ками.
Догматика и обряды провинции Идзумо имеют черты народных верований с их культом жизненных сил и молитвами о благополучии. Верховный бог секты это бог счастья и плодородия, покровитель земледелия, рыболовства, ремёсел и их конкретных плодов пищи, одежды и жилища. Также Окунинуси-но ками особенно почитается за способность устраивать счастливые браки.
В ритуальной практике секты реанимированы некоторые архаические культы провинции Идзумо, в частности змеиный и фаллический. Однако институализация фрагментов древних верований в качестве новой самостоятельной конфессии имела под собой определённую идеологическую подоплёку: идейной основой реставрации Мэйдзи было возрождение исконных форм японской государственности и духовности. Большинство возникавших в это время просинтоистских концепций было направлено на поиск новых форм интеграции национальной идеи, и у новой секты были для этого все основания. Издавна этот храм считался одним из главных духовных центров Японии. Считалось, что в конце года в храме собирались все синтоистские боги на совет, в связи с чем в нём устраивались празднества, традиция которых естественным образом вошла в культ Идзумо Оясиро-кё.
Деятельность Идзумо Оясиро-кё, как и прочих новых сект, направлена на психологическую защиту традиционного сознания от индустриальных реалий нового времени, проникающих в Японию в период её вхождения в мировое сообщество.
Внимание Идзумо Оясиро-кё к народным верованиям во многом предопределило популярность секты. Особенно быстро стало расти число её сторонников в послевоенные годы. Численность приверженцев Идзумо Оясиро-кё, по несколько устаревшим данным, составляет 1,5 млн. человек.
Традиционным центром Идзумо Оясиро-кё является Тайсямати город, где находится храм Идзумо. Секта влиятельна также в Симонэ-кэн, Хикава-гун, Кидзуки-хигаси и другие.гих районах.
К. Л. Банников
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.